Круглый стол «Конкурентоспособные виды туризма в Казахстане»

DSC_5256

Круглый стол

«Конкурентоспособные виды туризма в Казахстане»

Открыли заседание круглого стола декан факультета «Туризм» к.п.н., доцент Имангулова Т.В.  с приветствием участников «круглого стола».

Модератор заседания круглого стола вел директор НИИ туризма, к.х.н., ст.препод. кафедры туризма и сервиса Арстанов Б.А.

Модератор:

В Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года говорится: «Для повышения инвестиционной привлекательности сферы отечественной туризма  и обеспечения условий развития отрасли в качестве одного из приоритетных секторов экономики необходимы создание современных высокоэффективных и конкурентоспособных туристских комплексов для интеграции казахстанского туризма в мировой туристский рынок».

Что же такое туристский комплекс? Туристский комплекс включает в себя как инфраструктурные объекты, своего рода экономический фундамент туристской индустрии, так и группы туристов, природно-культурные ресурсы и органы управления. В качестве субъекта деятельности туристского комплекса выступают туристы, а объектом является туристско-рекреационная территория – «часть земной поверхности с характерными для нее природными комплексами, созданными человеком памятниками культуры и инженерными сооружениями, используемыми для массовой рекреационной деятельности».

Туристский комплекс сам является частью народнохозяйственного комплекса страны как системы высшего порядка.

В основе туристского предложения лежит разделение туристического комплекса по группам отраслей, выпускающих определенную продукцию.

Включение данных отраслей в туристический комплекс страны является общим ориентиром.

Например, для Казахстана   целесообразно,  использовать восемь отраслей:

  1. Коллективные средства размещения.
  2. Предприятия общественного питания при коллективных средствах размещения.
  3. Железнодорожный пассажирский транспорт.
  4. Водный пассажирский транспорт.
  5. Воздушный пассажирский транспорт.
  6. Туристские фирмы.
  7. Экскурсионные услуги.
  8. Прочие рекреационные услуги.

Хотелось бы так же напомнить, что В Послании Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказано: «К цели 2050-го года мы будем двигаться в непростой глобальной конкуренции… Вторая треть ХХI века будет однозначно сложнее, а число претендентов в глобальный список Топ-30 – весьма ограниченным»

Сегодня за этим столом собрались представители различных отраслей, входящих в туристский комплекс, поэтому хотелось бы узнать их мнение по предложенной для обсуждения теме.

 Директор КТА Шайкенова Р.Р.:

В настоящее время перед нами стоит одна из важнейших задач – развитие конкурентоспособных видов туризма, способные привлечь туриста в Казахстан и достойно организовать всё его путешествие. И первыми на этом пути являются туристские фирмы, те которые смогли пережить волны кризиса и на протяжении 25 лет Независимости. Специалисты таких турфирм не только работают на благо туризма Казахстана, они делятся свои опытом, выполняя роль просветителей, я их называю «национальными героями».

Говоря о видах туризма, необходимо ставит упор на самобытность нашей Республики, ее уникальные черты. Стоит делать ставку на экоэтно туризм, кочевой и экстремальный туризм.

Проведение ежегодных опросов, на международных выставках, среди иностранцев показывает, что на первом месте несомненно несколько видов туризма: экотуризм, культурный, экстремальный и естественно этнотуризм.

Опираясь на мировой опыт развития туризма, мы можем с точностью сказать что туристов привлекает все необычное. Так, к примеру, в Монголии  при минимальном развитие инфраструктуры мы наблюдаем большое количество туристов любого сегмента и не последнюю роль здесь конечно решает цена турпродукта.

«Роль предприятия общественного питания Алматы и Алматинского региона в  создании современного конкурентоспособного туристского комплекса»

Президент Ассоциации Шеф поваров Казахстана, Почетный член Европейского сообщества Поваров Трегубенко А.А.

Питание одна из основ развития конкурентоспособного туристского комплекса. Главной проблемой можно назвать отсутствие налаженных связей между туристским предприятием и серой статистики и анализа предприятий общественного питания.

Необходим индивидуальный подход к туристу, четкая сегментация рынка на два направления: развитие кухни национальной  и кухни привычной для туристов.

Туристы приезжая в Алматы долго ищут необходимую информацию о предприятиях питания, в отелях не всегда могут такую предоставить.

Конечно, остро стоит вопрос подготовки квалифицированных специалистов, я говорю не столько о работниках предприятий общественного питания, а сколько о работниках сферы туризма имеющих подготовку по гастрономии.

— Есть ли подобные дисциплины в КазАСТ? (вопрос: Трегубенко А.)

— Конечно, с пошлого учебного у нас в КазАСТ для специальности «Туризм» введена дисциплина «Гастрономический туризм» в ходе изучения которой студенты изучают все нюансы организации питания туристов по всему миру, так что этот вопрос решается и в скором времени на рынке появятся специалисты в которых мы так нуждаемся. (ответ:  декан факультета «Туризм», к.п.н., доц. Имангулова Т.В.)

Следующий недостаток – это знание языков, а именно профессиональной терминологии на иностранном языке. То есть, необходимо выходить на новый уровень, когда специалист грамотно способен объяснить туристу о национальных традициях апеллируя необходимой терминологией на иностранном языке.

Кулинарные фестивали национальной кухни способны привлекать туристов со всего мира, подобный опыт у нас есть и для более успешной работы необходимо решение таких вопросов как: 1. Реклама, упрощение формальностей для рекламирования подобных мероприятий; 2. Строгие правила участия, ведь для участия одним необходимо проходить строгие санитарные проверки, а другие к примеру, продают коже с рук не имея даже санкнижки; 3. Заручится поддержкой турфирм, широкое информирование о проведении подобных фестивалей.

Сегодня мы готовы создать масштабный проект, мы готовы к диалогу и совместному сотрудничеству для создания конкурентоспособного туристского комплекса.

«Формирование конкурентоспособной туристской фирмы»

Директор тур.фирмы  AsiaDiscovery Сабельфельд Александр

Для создания конкурентоспособной туристской фирмы необходимы в первую очередь высококвалифицированные специалисты индустрии туризма. Поэтому, мое первое обращение касается непосредственно студентов и магистрантов, а также преподавателей Казахской академии спорта и туризма, в чьих стенах и проводится данный «круглый стол».

На 25 летнем опыте мы наблюдает такую картину, для увеличения продаж турфирмы необходимо увеличение покупательской способности граждан, уровня их жизни.

Внутренний туризм – это наше завтра. Но существуют несколько условий успешной работы туристской фирмы именно на внутреннем туризме: 1. Адекватная ценовая политика, установление единых цен соразмерных доходам среднестатистического казахстанца; 2. Повышение качества обслуживания, при правильном сегментировании рынка туризма. Это не только работа самой туристской фирмы, но и всех ее партнеров. Высокие требования по качеству перевозок, размещения, питания и др. Должна быть согласованность многих действий, отвечающих мировым стандартам качества; 3. Модернизирование технологий продаж. Переход на онлайн бронирование и продажу путевок по внутреннему туризму; 4. Создание новых туров, организация фестивалей и выездных мероприятий, праздников, ярмарок.

На рынке туризма идет борьба за каждого клиента, который постоянно сравнивает цены одной турфирмы с другой. Мы проводили исследования по изучению рынка, как люди выбирают туристские фирмы? Ответы были достаточно интересными: более 31% — по совету друзей; 26% — цена ниже чем у других; 18% — наличие лицензии;  15% — набор предоставляемых услуг (джип туры,  конные туры, экстремальный отдых и т.д.), разнообразие туров; 2,5% — хороший офис; остальные – удобное расположение.

Для решения многих проблем нам необходима помощь наших партнеров. Остро стоит вопрос наличия специальных парковок для экскурсионных автобусов, а также более лояльное отношение полиции к туристским фирмам и самим туристам.

«Развитая инфраструктура как основа существования туристской фирмы»

Директор тур.фирмы Silk Road Adventures Петров Александр

Развитие инфраструктуры – это неотъемлемая часть развития туризма страны. Пока не будет хороших дорог, качественных гостевых домов, элементарно туалетов, мы не сможем поднять стандарты качества оказываемых услуг.

С одной стороны мы изучаем послание Президента Республики, в котором даны четкие указания по реализации многих программ государства, с другой стороны необходим механизм реализации данных указаний. Создание соответствующего аппарата реализации программ, который бы отвечал о проделанной работе.

27 лет в туристском бизнесе позволили мне понять, как же строится современный туризм.  Сопутствующая инфраструктура на недостаточном уровне. Прогресс, конечно, есть, но итогового результата еще даже невидно.

Например, взглянем на Монголию. Еще каких то 17 лет назад туризма там практически не было, а что же сегодня? В Монголии с каждым годом увеличивается число туристов, притом, что в юртах проживает более половины населения. В стране охвачены все сегменты туристского рынка, туда едут как на эконом-отдых так и на ВИП-туры. Что же послужило толчком в развитии туризма Монголии. Руководством страны были приглашены специалисты из Италии. Такая преемственность опыта была бы полезна и нам.

«Факторы конкурентоспособности экскурсионных услуг»

Заслуженный работник туризма, экскурсовод высшей категории, к.п.н.,

ст. препод. Кафедры туризма и сервиса Лютерович О.Г.

Существует несколько достаточно четких вопросов, решив которые мы сможем повысить качество экскурсионных услуг и «навести порядок» в этой области.

  1. Подготовка квалифицированных экскурсоводов в соответствии с законами Республики Казахстан. Четкие стандарты уже существуют, но пока мы не переведем их из статуса «рекомендательных» в «обязательные» порядка небудет.
  2. Организация «туристской полиции», которая бы четко следила за работой гидов и экскурсоводов. Сегодня мы часто видим, как на многих маршрутах работают неаккредитованные экскурсоводы, а что еще хуже самоучки, не проходившие никакого обучения.
  3. Организация остановок именно для туристских автобусов.

«Рекреационные услуги на природных объектах Алматинского туристского региона»

Начальник отдела экологического просвещения и туризма Визит-центра

Иле-Алатауского государственного национального  природного парка

Акаев Азамат

Особо охраняемые природные территории – это основа экологического туризма страны. Основная наша деятельность – это охрана природы, но также мы организуем экологические тропы для туристов, проводим «Марш парков» и организуем просветительскую работу среди широких масс населения.

В Алматинском регионе 5 Национальных парков, более 40 уникальных объектов природы, разработано более 57 маршрутов соответствующих всем стандартам качества и безопасности.

Еще одно перспективно направление – событийный туризм. Важна слаженная работа туристских фирм, предприятий общественного питания, размещения и т.д.

— Скажите, а какие проблемы ГНПП с туристскими фирмами есть на сегодняшний день? (вопрос – директор НИИ туризма КазАСТ, к.х.н., преподаватель кафедры туризма Арстанов Б.А.)

— Мы часто заключаем договора с туристскими фирмами на выставках, но при их исполнение мы видим, что их экскурсоводы элементано не владеют информацией об объектах, в этом вопросе я полностью согласен с выступлением Лютеровича О.Г. (ответ – Акаев Азамат)

«Музейное дело: потенциал конкурентоспособных услуг для туристов»

Заместитель директора Государственного историко-культурного заповедник-музея «Иссык»

Джасыбаев Ермек

Проблемы, озвученные сегодня, непосредственно касаются и нас, музеев. Также стоит вопрос подготовки квалифицированных музейных сотрудников, экскурсоводов, людей владеющих профессиональной терминологией на иностранном языке.

В настоящее время, музеем «Иссык» разработаны 3 конных маршрута, которые в скором времени начнут работать.

Главная проблема заключается в судебных тяжбах о возвращении земель в ведомство музея. Изначально территории насчитывала 1,5 тыс. га, сегодня это 422 га и 2 городища. Наиболее важно, что на территории должны вестись раскопки, ведь новые находки открываются каждый год.

Необходимо увеличения территории еще и для организации качественной инфраструктуры, средств размещения, питания и парковок.

«Музейное дело: потенциал конкурентоспособных услуг для туристов»

Член ИКОМ РК, член ЮНЕСКО, заслуженный работник туризма РК

Оразымбетова Б.К.

 Человеческий капитал – это самое ценное, что есть у любой страны. Чем больше мы вкладываем в свои знания, тем выше уровень общей культуры общества и соответственно выше уровень жизни населения.

По примеру наших коллег, посетивших конференцию FISU  в стенах Казахской академии  спорта и туризма, в дни Зимней Универсиады – 2017, стоит уделять особое внимание программе гумманизации студентов. Приобщению молодых специалистов к культурной жизни Алматы. Введение обязательных походов в театры, музеи, на выставки будет способствовать духовно-нравственному развитию молодежи и соответственно будущих специалистов Казахстана.

Завершение круглого стола.

Добавить комментарий